Проблема сохранения всемирного культурного наследия и осознание его как определяющего фактора развития общества является одним из глобальных вызовов человечеству в XXI столетии. Безвозвратная утрата культурных ценностей научных и художественных учреждений происходила и происходит как в мирное время, так и в случаях вооруженных конфликтов.

Идею специального международного договора о защите памятников и учреждений культуры выдвинул в своем докладе в Русском архитектурном обществе известный художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих после экспедиции в 1903-1904 годах по древнерусским городам. После начала Первой мировой войны Н.К. Рерих обратился к правительству России и политическим деятелям ряда стран с обращением против варварских разрушений памятников культуры. После завершения своей Центрально-Азиатской экспедиции в 1929 году Н.К. Рерих в сотрудничестве с рядом европейских юристов подготовил и опубликовал проект Пакта о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Деятельность Н.К. Рериха нашла широкую поддержку прогрессивной общественности. Он был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию мира 1929 года. Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной республики американского континента. Этот документ получил известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха. Не требуется специального юридического образования, чтобы разобраться в его положениях.

Первое. Пакт Рериха защищает все без исключения объекты, посвященные науке, образованию, искусству, религии, все памятники истории и архитектуры.

Второе. Пакт Рериха не признает так называемой военной необходимости. Объекты культуры, не используемые в военных целях, не могут быть атакованы ни при каких условиях — это называется «безусловной» защитой.

Третье. Все, кто работают в культурных учреждениях, являются нейтральными лицами. Их нельзя арестовать или преследовать во время войны.

Четвертое. Государство берет на себя обязательство охранять национальные и иностранные культурные объекты как в военное, так и в мирное время.

Пятое. Нарушители договора будут преследоваться в судебном порядке.

Шестое. Над охраняемыми объектами должно быть установлено Знамя Мира, как знак неприкосновенности и уважения.

Универсальность этого документа состоит в том, что в нем содержатся общие принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен посредством заключения как всемирного, так и регионального договоров. Универсален предмет регулирования Пакта: ценности и культурные институты, а также регламент применения, как в мирное время, так и в случае вооруженного конфликта. Принципиально, что положение о защите объектов носит в Пакте безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов. Принципы и положения Пакта Рериха сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. Историческое значение идей Пакта состоит в том, что они явились основой для последующего становления культуры мира и международного сотрудничества.

Знамя Мира

После окончания Второй мировой войны Комитет Пакта Рериха активизировал свою работу. Пакт по охране культурного достояния народов продолжал привлекать к себе новых сторонников и после кончины Н.К. Рериха. В 1948 году правительство Индии, возглавляемое Дж. Неру, приняло решение о присоединении к Пакту Рериха. Активная деятельность была развернута Итальянской ассоциацией Пакта Рериха. 14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В настоящее время к конвенции присоединилось большинство государств.

Пакт Рериха призван защищать вещественные проявления Культуры. Но, что такое сама Культура? Николай Константинович Рерих так определял Культуру: «Культура есть почитание Света, Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты». Культура в отличие от цивилизации является самоорганизующейся системой духа, действующей согласно уровню и качеству энергетики этого духа. «Культура покоится на Красоте и Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит, к познанию механическому нужно добавить огонь сердца. В этом будет уже первое отличие Культуры от цивилизации», – писал Н.К. Рерих. Называя Культуру «Садом Прекрасным», Н. К. Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание Красоты спасет мир», – повторил он с небольшой поправкой слова Достоевского.

Вместе с Пактом Н. К. Рерих предложил и специальный флаг – “Знамя Мира”. Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране.