Святослав Николаевич Рерих

Художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства

Рерих Святослав Николаевич – русский и индийский художник, коллекционер, общественный деятель, член Академии художеств СССР

"Наше чувство любви обязано быть общечеловеческим. Мы должны считать всех своими близкими, своими братьями и строить тот великий мост дружелюбия, который всех объединяет и ведёт к новой жизни. В сущности, наша планета так мала, что все мы зависим друг от друга, как члены одной семьи." С.Н. Рерих. 

С.Н. Рерих был замечательным художником, просветителем, общественным деятелем. Диапазон его научно-исследовательской деятельности был необычайно широк – он занимался ботаникой, орнитологией, археологией, медициной, химией, минералогией, сравнительным религиоведением. Он был философом и мыслителем. Как художник он известен всему миру. Его полотна украшают лучшие музеи Европы, Америки и Азии. Он был удостоен высоких правительственных наград многих стран за выдающиеся достижения в области культуры и международного сотрудничества. 

С.Н. Рерих родился 23 октября 1904 г. в Петербурге в семье выдающихся людей: Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Он был вторым ребенком и имел брата Юрия, который был старше его на 2 года. Первые 12 лет он жил в Петербурге. В их семье всегда царили любовь и взаимопонимание. Родители всеми силами способствовали развитию врожденных способностей своих детей. Святослав с детства проявлял интерес к естественным наукам и имел художественные способности. Он рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки в школе Общества Поощрения художеств, готовил декорации к домашним постановкам и помогал отцу в работе над театральными эскизами. 

С 1913 года С.Н. учился в гимназии К.И. Мая, которую окончил его отец и где учился его брат Юрий. 

В декабре 1916 года из-за болезни Николая Константиновича, семья Рерихов переезжает в Сортавалу. Святослав продолжает здесь учебу, занимаясь у местных учителей, а в 1918 г. сдает экзамены на гимназический курс в Стокгольме. 

В марте 1919 г. семья Рерихов переехала в Лондон, а в сентябре 1920 г. Н.К. Рерих принял предложение о проведении выставочного турне по городам США и вся семья переехала в Нью-Йорк. 

С осени 1921 г. Святослав Рерих учится в Гарвардском университете на архитектурном отделении и посещает скульптурное отделение Масачусетского университета. В годы учебы С.Н. принимал активное участие в работе всех культурных организаций, созданных Н.К. и Е.И. Рерихами в Америке. В 1923 г. в США состоялась выставка зарубежного русского рисунка, на которой С.Н. предоставил графические работы по мотивам русских сказок и получил первую премию. 

В начале зимы 1923 г. семья Рерихов прибыла в Индию. Но в ноябре 1924 г. С.Н. возвратился в Нью-Йорк. Здесь он создает много портретов и картин на восточные сюжеты. Когда его родители и брат в 1926-28 г.г. находились в Центрально – Азиатской экспедиции, Святослав Николаевич принимал активное участие в работе культурных организаций Америки. После завершения экспедиции семья Рерихов возвращается в Индию и С.Н. приезжает к ним. Он сразу же окунается в работу, которая уже велась там. Это особенно касалось Института Гималайских Исследований «Урусвати».
Он составляет по монгольским рецептам лекарства от сифилиса и рака; 
- занимается разведением кута - перспективного для сельского хозяйства растения, к которому проявлял активный интерес Департамент земледелия США; 
- занимается нахождением лекарств против астмы; 
- организует экспедиции местных людей для добычи лекарственных растений; 
- разводит питомник лекарственных трав; 
- собирает сведения о местной медицине, в том числе тибетской и аюрведической; 
- идентифицирует с помощью местных знахарей, пандитов и лам многие лекарственные корни и семена. Позднее, в Бангалоре (на юге Индии) создаст плантации лекарственных эфирных растений и производство высококачественных масел. Заботился о рабочих, их образовании, быте. Весь естественнонаучный отдел института Был в ведении Святослава Николаевича. Он был хорошо подготовлен к этой работе, но в тоже самое время продолжал заниматься искусством. 

В семье его очень любили. Называли Светиком за особые душевные качества, заботливость и внимательность к окружающим. 

С конца 1928 г. по 1931 г. С.Н. покидал Индию. В это время он находился в Европе, где работал над подготовкой к изданию книг «Агни Йога» и «Криптограммы Востока», после чего вернулся в Америку к открытию нового здания Музея Н.К. Рериха. Одновременно с этим он усиленно занимался живописью. За портреты Николая Константиновича, показанные на выставке в Венеции в 1930 г. и в Нью-Йорке в 1932 г. С.Н. был удостоен наград. 

В октябре 1931 г. С.Н. возвращается в Индию, которая становится его второй Родиной. Здесь он продолжает свою работу в институте «Урусвати», он изучает местную флору и развивает плантации лекарственных растений, изучает древние медицинские трактаты, организовывает местные экспедиции для сбора растений и изучения памятников культуры. Всю эту громадную научно-практическую работу С.Н. совмещал с живописью. В 30-е годы им было написано несколько портретов отца, портрет матери и другие картины. Творчество Святослава Рериха получило в Индии очень высокую оценку. 

Когда с началом второй мировой войны прекратилась связь с Европой и Америкой, исчезла возможность получения качественных холстов и красок, сократилась продажа картин Н.К. и С.Н., трудно было организовывать выставки-продажи и мало было состоятельных людей, готовых покупать дорогие картины. Святослав Николаевич проявил себя хорошим организатором. Он посетил индийские княжества, сумел установить нужные связи и планировать будущие выставки, получил ряд заказов на портреты, читал лекции об искусстве и творчестве Н.К., установил широкие связи в политических и художественных кругах. 

После нападения Германии на Советский Союз Святослав и Юрий Рерихи решили вступить в ряды Красной Армии, о чем телеграфировали послу СССР в Лондоне. С.Н. передавал средства от продажи картин в пользу Красного Креста СССР. 

В конце 1941 года Святослав Николаевич познакомился с Джавахарлалом Неру. Эта встреча положила начало длительной дружбе известного политического и государственного деятеля со всем семейством Рерихов. Д. Неру со своей дочерью Индирой Ганди посетил Кулу, где жили в Индии Рерихи и Святослав написал его первый портрет. Тогда уже они размышляли о бкдкщем Индии и России. 

В 1944 году С.Н. знакомится с известной индийской кинозвездой Девикой Рани, которая становится его женой. 

В 1940-е годы С.Н. много сделал для того, чтобы в Индии был принят Пакт Рериха. Он готовил документы, обращался в правовые структуры, устраивал публикации в прессе и устанавливал деловые контакты с выдающимися деятелями Индии. В 1948 г. его усилия увенчались успехом. В течение последующих лет Святослав Николаевич активно привлекал представителей индийской общественности к работе по реальной защите памятников старины от разрушения. 

Живя в Индии много лет, С.Н. живо интересовался ее историей, искусством и культурой. В 1950г.г. Святослав Николаевич много ездил по стране. В ходе этих поездок он познакомился со многими политическими и культурными деятелями. Это помогло ему осуществить ряд проектов. Он поддерживал контакты с издателями и помогал Юрию Николаевичу в издании его трудов, через него поддерживались все связи с различными представителями Советского Союза, которые приезжали в Индию. 

В 1955 году в Индию приезжал с государственным визитом Н.С. Хрущев. Святослав Николаевич с Девикой Рани принимали активное участие в организации приема государственной делегации СССР. Ему удалось договориться с Хрущевым о его встрече с Ю.Н. Рерихом. Таким образом был решен вопрос о возвращении Юрия Николаевича на Родину. 

Приехав в Советский Союз, Ю.Н. занялся организацией выставок Н.К. и С.Н. Рерихов. И в мае 1960 года в СССР состоялась выставка картин Святослава Рериха. Это был первый его приезд на Родину после 44 лет отсутствия и первая выстака его картин на родной земле. Выставка имела огромный успех, люди выстраивались в огромные очереди, чтобы увидеть полотна своего великого соотечественника. Прошли выставки в Москве и Ленинграде. 

Вернувшись в Индию С.Н. продолжал трудиться. В результате его упорной работы, в Кулу в 1961 году открылась мемориальная галерея Н.К. Рериха. На протяжении многих лет он расширял ее, увеличивая количество выставленнных там работ. 

В 1960-70 г.г. Святослав написал очень много картин. В работе у него было одновременно до 15 полотен. 

Процесс создания картины Святослав Рерих сравнивал с молитвенным обращением к Высшему, со своего рода Служением, во время которого ум и сердце художника прибывают на более высоком плане Бытия, в ином мире и как бы настроенные на те высшие силы жизни, которые в этот момент протекают через них. И чем более велик художник, тем выше та сфера, которой он способен касаться. 

1960 – 1990-е годы – это время, когда Святослав Николаевич самым активным образом участвовал в культурной и общественной жизни Индии, России, Болгарии и др. стран. За это время он восемь раз посетил Советский Союз. Во время этих приездов С.Н. встречался в разных аудиториях и у себя в номере гостиницы с научной и художественной общественностью, учениками школ, студентами, членами рериховских обществ, с муз. работниками, журналистами и др. 

В 1970 – 80 г.г. в Советском Союзе, в его различных городах прошли выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Именно в эти годы творчество этих выдающихся художников стало широко известно в нашей стране. Святослав Николаевич много сил приложил для создания музея Н.К. Рериха в Москве. Он искал подходящие пути для того, чтобы можно было передать богатейшее наследие семьи Рерихов Русскому народу. 4-го ноября Святослав Николаевич и Девика Рани в последний раз посетили Советский Союз. 

В мае 1992 года С.Н. стал учредителем Международного треста Рерихов в Бангалоре, которому передал имение Татгуни, коллекции картин и другие художественные ценности. 

Святослав Николаевич Рерих ушел из жизни 30 января 1993 г. Всю свою жизнь он был деятельным строителем и противником всяких разрушений.
Был духовным наследником своего великого отца и продолжателем его дела. Пользовался огромным уважением со стороны культурной общественности Индии и любовью местного населения. По мнению столетнего Гуру, жившего при храме Вишну в долине Кулу, является воплощением бога и потому, пока он с ними, вся местность будет благоденствовать. Можно улыбнуться словам далекого провинциального Гуру. А можно восхититься тонкостью понимания человеческой природы и подумать: «А ведь это был только младший сын!»